Детский психолог
Игра – естественное средство самовыражения у детей.
Недирективная игровая терапия
Недирективная игровая терапия — это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Недирективная игровая терапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:
- Расширение репертуара самовыражения ребенка.
- Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
- Коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый», «ребенок-сверстник».
Игровая терапия применяется для помощи детям с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.
Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств ребенка.
Недирективная игровая терапия рекомендована следующим детям:
- агрессивным;
- расторможенным и неусидчивым;
- избегающим общения с взрослыми и сверстниками;
- тревожным;
- с нарушениями поведения;
- с нарушениями учебной деятельности;
- с нарушениями речи;
- с соматическими проблемами;
- в случаях нарушения детско-родительских отношений;
- детям, у которых есть вредные привычки;
- детям в ситуации стресса (развод родителей, потери и прочее).
Цель игры в недирективном подходе – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Существуют следующие принципы такой психотерапии:
- Терапевт выстраивает теплые, дружеские отношения с ребенком.
- Терапевт принимает ребенка таким, какой он есть.
- Терапевт устанавливает в отношениях безопасную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
- Терапевт готов распознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы тот мог достичь понимания в отношении своего поведения.
- Терапевт уважает право и способность ребенка, если это возможно, самому решать свои проблемы, ответственность за выбор принадлежит ребенку.
- Терапевт не пытается направлять действия ребенка, ребенок задает направление, а терапевт следует за ним.
- Терапевт не пытается «подстегнуть» терапию: ребенку необходимо время для изменений.
- Терапевт накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознавал реальность происходящего и свою часть ответственности за взаимоотношения.
Опираясь на эти принципы, в пространстве игры, свободном от оценок и ограничений, терапевт выявляет конкретные чувства ребенка, старается их понять, называет и обосновывает их, используя простые, понятные ребенку слова (страх, гнев и др.).
Таким образом, механизм психотерапевтического воздействия в недирективной игровой психотерапии, центрированной на ребенке, заключается в том, что, проигрывая свои чувства, ребенок выносит их на поверхность, «видит» их, сталкивается с ними и либо отказывается от них, либо учится их контролировать. Общие рамки терапии (сеттинг) и минимальные ограничения выполняют структурирующие и защитные функции (терапевтическое).
Ограничения незначительны, но крайне важны:
- ограничения на умышленное разрушение игровых материалов: ребенку запрещается ломать и портить игрушки;
- ограничение на нападение на психолога;
- ограничения, направленные на безопасность самого ребенка: психолог останавливает ребенка, если тот хочет себя травмировать;
- ограничение по времени: сеанс начинается и заканчивается в оговоренное время;
- ограничение на выход из игрового пространства: ребенок не может унести понравившиеся игрушки домой.